Идет загрузка...

 
Пон - Пят9-00 до 18-00
Адресг.Бишкек 720011, ул.Табачная,24
Мы в социальных сетях

Иманбаев Н.И. Планы управления особо охраняемых природных территорий

УДК 502.45

Иманбаев Н.И.

Планы управления особо охраняемых природных территорий

Иманбаев Н.И.

Өзгөчө корголуучу жаратылыш аймактырынын башкаруу пландары

Imanbaev N.I.

Management plans of protected areas


Аннотация

Өзгөчө корголуучу   жаратылыш  аймактары үчүн  башкаруу планын иштеп чыгуу азыркы убакыттын негизги талаптары. Макалада өзгөчө корголуучу жаратылыш аймактыры үчүн  жасалган башкаруу планы аркылуу дүйнөлүк тажрыйбаларды колдонуу менен,  айлана чөйрөнү  эффективдүү коргоо  боюнча иш чаралар  келтирилген.

Негизги сөздөр: башкаруу планы, өзгөчө корголуучу жаратылыш аймактары,  коруктар, улуттук жана жаратылыш парктары, колдонмо.


Разработка планов управления для ООПТ это основное требование времени. В статье приведены мероприятия по сохранению биоразнообразия с применением мировых опытов, правила разработки планов управления для ООПТ.

Ключевые слова: план управления, особо охраняемые природные территории, заповедники, национальные и природные парки, руководство.


The development of management plans for protected areas the main demand of the time. The article presents the biodiversity activities with international experience, rules for the development of management plans for Protected Areas.

Key words: management plan, Protected Areas, reserves,  national and natural parks, leadership.


Планы  управления ООПТ

Проект BMZ и NABU «Сохранение биоразнообразия в трансграничном регионе «Северного Тянь-Шаня» начал свою деятельность в 2013 году. Целью проекта  является создание интегрированной системы управления для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в трансграничном регионе «Горы Северного Тянь-Шаня» в Казахстане и в Кыргызстане. Подобная система управления повысит уровень защиты биологического разнообразия и лесных массивов региона, положительно скажется на условиях жизни местного населения, а также внесёт вклад в охрану климата.

На предусмотренной для реализации проекта территории располагаются четыре национальных ООПТ с прилегающими регионами. В Казахстане – Алматинский природный заповедник, Иле-Алатауский национальный парк и Национальный парк «Кольсай кольдеры» и в Кыргызстане – Государственный природный парк (ГПП) «Чон-Кемин».  Одним из проводимых мероприятий  проекта является разработка для каждой из  ООПТ современных планов управления, которые будут объединены в рамках общего трансграничного плана  управления.  Кыргызская сторона проекта  разрабатывает  план управления для  ГПП «Чон-Кемин».

План управления природного парка, а также общий трансграничный план управления для ООПТ реализуется при участии местного населения, администраций ООПТ и компетентных государственных органов. При разработке плана управления команда проекта основывается на рекомендациях по составлению планов управления, разработанных Международным Союзом Охраны Природы (МСОП).

Планирование деятельности ООПТ было обязательным атрибутом «плановой экономики» в советское время на бывшей постсоветской территории.  Планирование осуществлялось отдельно для различных направлений деятельности ООПТ и, заключалось в разработке практически не связанных между собой планов: плана текущих научных исследований,  включая ведение Летописи природы, плана общего материально-технического развития, плана лесохозяйственных и заповедно-режимных мероприятий (включающего, как лесоустройство, противопожарные мероприятия, мероприятия по усилению заповедного режима и др.) и т.д.

В разрабатываемых планах слабо учитывались состояние и динамика природных комплексов и объектов, антропогенное воздействие и реальные условия деятельности ООПТ.  Рассчитанные  только на бюджетные финансирование, и не учитывающие права и потребности людей и организаций, находящихся в сфере влияния ООПТ.

В конце 90-х годов рыночная экономика привела к резкому сокращению государственного  финансирования и возрастанию роли местных органов власти и общественности.  Возникла острая необходимость в формировании новой системы управления ООПТ, а следовательно,  в новых способах планирования, созданием четких приоритетов, тесной взаимосвязью между собой всех функций, осуществляемых ООПТ, спланированной возможностью получения  финансовых и иных ресурсов из внебюджетных источников. Решению этих вопросов способствовало создание менеджмент планов или  планов управления.

К настоящему времени в России и Казахстане накоплен значительный опыт создания планов управления: более чем для десятки заповедников и национальных парков разработанные планы управления утверждены вышестоящими органами управления, и все новые ООПТ приступают к разработке планов управления.

В процессе создания планов управления принимали  участие сотни специалистов различных научно-исследовательских, проектных и общественных экологических организаций, а также заповедники и национальные парки России и Казахстана.

Этот опыт, представляющий значительную ценность был изучен, в определенной степени проанализирован, обобщен и описан в различных публикациях содержащих также некоторые выводы и рекомендации.

Более чем десятилетняя практика создания и реализация планов управления для российских заповедников и национальных парков уже показала, что такие планы – эффективный инструмент совершенствования управления и, в то же время, способ обучения и усиления взаимодействия персонала в процессе работы.

Чтобы упростить процесс создания планов управления, повысить их эффективность, сделать их более унифицированными и комплексными, возникла идея разработать Методическое пособие, которое содержало бы типовую структуру плана управления (что делать?) и методические аспекты разработки плана (как делать?).

Был составлен и издан  «Методическое пособие по разработке менеджмент-планов ( планов управления) для особо охраняемых территорий (авторы-составители: В.Н. Тырлышкин,  М.С. Стишов, Н.И. Троицкая).  Издание было подготовлено в рамках проекта Представительства МСОП – Международного Союза Охраны Природы для России и стран СНГ «Обобщение и распространение опыта по составлению менеджмент планов для ООПТ» при финансовой поддержке USAID – Американского Агентства Международного Развития и ROLL- Института Устойчивых Сообществ.

Пособие имеет рекомендательный характер и предназначено для использования  при разработке менеджмент-планов (планов управления) особо охраняемых природных территорий России. Пособие  базируется на разработанных в последние годы стратегических документах, касающихся организации, развития и управления ООПТ России, многие положения которых использованы в Пособии для определения основных стратегических направлений и общих приоритетов деятельности на ООПТ. Кроме этого в пособии учитывались необходимость выполнения подписанных Россией международных конвенций, договоров, соглашений, требований действующего Российского законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы создания и функционирования  ООПТ, управления ими и планирование их деятельности, а также соответствующие документы рекомендательного характера[2].

Первые шаги по разработке планов управления  в Казахстане  были в рамках Центрально-азиатского трансграничного проекта  по сохранению биоразнообразия. Впервые в Казахстане был разработан и успешно реализован план управления Аксу-Жабаглинским заповедником  на период  2001-2005 годов.  Начиная с 2006 года, проектом по сохранению водно-болотных угодий были подготовлены Планы управления Коргалжынским заповедником на 2007-2011 гг., а также методика разработки Планов управления для ООПТ Казахстана с применением опыта зарубежных стран (Германия, Индия, Китай, Словакия, США, Россия и ЮАР).  Правила по разработке планов управления  были доработаны и утверждены Приказом № 233 Комитета лесного и охотничьего хозяйства Казахстана от 13 июля 2007 года[3].

Как было выше отмечено, что одним из мероприятий проекта является разработка плана управления, кыргызская сторона разрабатывает для ГПП «Чон-Кемин».  До этого были разработаны планы управления Сары-Челекского и Беш-Аральского заповедников в рамках Центральноазиатского трансграничного проекта ГЭФ/ВБ по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан) на 2001-2005 гг.

Кроме этого была ещё одна разработка, в  рамках  проекта EU-JUMP (2004-2007 гг.) «Поддержка устойчивого управления арчевыми лесами юга Кыргызстана» разработаны интегрированные планы управления с целью устойчивого управления арчевыми лесами республики[4].

В России работы по созданию планов управлений для ООПТ были начаты в конце 90-х и начало 2000-х годов, были составлены и изданы рекомендации, пособие по разработке планов управлений с привлечением  научно-исследовательских,  проектных, общественных экологических и других организаций.

В Кыргызстане и в Казахстане разработка планов управления, в рамках различных проектов, были начаты примерно в одно время. Казахстанцы пошли дальше, изучив опыт зарубежных стран, разработали правила по составлению планов управления и утвердили её в 2007 году.  В настоящее время в Казахстане уже разработаны планы управления в нескольких  ООПТ.

В Кыргызстане  тоже были разработаны планы управления в рамках различных проектов, но широкого распространения не получило. Не были разработаны рекомендации, правила и другие методические пособия. Внедрения Планов Управления в Кыргызстане было необходимостью для развитий ООПТ.

Начав свою деятельность в Кыргызстане, проект BMZ и NABU  «Сохранение биоразнообразия в трансграничном регионе «Северного Тянь-Шаня»,  приступил к разработке плана управления.   Опыта  разработки и методики по составлению Планов Управления в Кыргызстане не было. Для разработки ПУ необходимо было руководство или методика утвержденным вышестоящими органами. Для этого проектом был объявлен конкурс на эксперта по разработке руководства по разработке ПУ. Эксперт  был отобран и приступил к работе.

Через некоторое время проект  «Руководства» был отправлен на рассмотрение и утверждение в ГАООСЛХ при ПКР.  После обсуждений и доработок  «Руководство по разработке планов управления государственными природными заповедниками и государственными природными парками  в Кыргызской Республике» был утвержден приказом ГАООСЛХ при ПКР за  № 01-9/165 от 17.04.2014 г.

Во, вводной части  руководства указывается что,   совершенствование системы сохранения  биоразнообразия и развития  ООПТ  предусматривает разработку Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия, обновление и разработку Планов управлений ООПТ, в частности, государственными природными заповедниками и государственными природными парками, внедрение передовых систем оценки эффективности управления и ряд других мероприятий.

План управления государственными природными заповедниками и государственными природными парками  это основной документ среднесрочного планирования (5-7 лет), который имеет целью оптимизировать управление и определить перспективы развития данной ООПТ, улучшить организацию работы по сохранению биоразнообразия, добиться реальных результатов в улучшении состояния природных комплексов и объектов и уменьшить риски их утраты или снижения качества. В данном документе обосновываются затраты на проведение необходимых природоохранных мероприятий, определяются ожидаемые результаты деятельности и устанавливается программа мониторинга, позволяющая проводить оценку эффективности управления ООПТ.

Данное руководство состоит:

Резюме. Здесь излагаются: основные характеристики и особенности ООПТ, экологические и экономические обоснования. Конфликтные и проблемные ситуации для данной ООПТ. Основные направления деятельности, предполагаемый экологический, экономический и социальный эффект запланированных мероприятий.

Глава Ι. Основные сведения об ООПТ. Общая характеристика государственного природного парка. Природные и историко-культурные ценности. Социально-экономические условия и природопользование. Управление государственным природным парком.

Глава ΙΙ. План территориального управления. Ситуационный план ГПП, на котором отображаются его границы. Схема функционального зонирования нанесенными границами зон и наиболее ценных участков.

Глава ΙΙΙ. План действий. Это глава является основой ПУ. Здесь излагаются: долговременная перспектива развития, определение целей и стратегических задач управления на период действия ПУ, стратегия достижения поставленных целей. Финансово-экономическая оценка, предполагаемые источники финансирования, включая собственные средства.

Глава ΙV. Мониторинг и оценка реализации плана управления. В этой главе указываются основные результаты и индикаторы достижения поставленных целей и задач, определяются периодичность и методика сбора информации, а также процедура оценки выполнения плана.

Глава V. Оперативный план выполнения неотложных мероприятий и задач. В главе план мероприятий, финансовый план и календарный план-график мероприятий, а также описание основных индикаторов выполнения поставленных задач[1].

После утверждения «Руководства» приступили к процедурам по разработке ПУ. Данным руководством ознакомили специалистов ГПП «Чон-Кемин», с которыми предстояла совместная разработка ПУ. Была создана рабочая группа из сотрудников и из персонала проекта по разработке начальной версии ПУ. Собраны необходимые материалы для разработки плана управления.  Первоначально приступили к разработке чернового варианта, с тем, чтобы в последующем, после обсуждений и внесений поправок и изменений подготовить основную версию.   Подобная работа проводилась впервые и  в процессе работы возникали трудности в   разработке  ПУ. По просьбе персонала природного парка был организован недельный тренинг учеба по разработке плана управления,  с привлечением эксперта  из Казахстана. Был разработан черновой вариант ПУ. В дальнейшем этот вариант был обсужден, были внесены дополнения и изменения. В данное время идет разработка основной версии ПУ.

Литература:

  1. Руководство по разработке планов управления государственными природными заповедниками и государственными природными парками в Кыргызской Республике. Утвержденный приказом ГАООСЛХ при ПКР №01-9/165 от 17.04.2014 г.
  2. Методическое пособие по разработке менеджмент-планов (планов управления) для особо охраняемых природных территорий.  Москва 2002 .  The World Conservation Union.
  3. Как эффективно управлять заповедными территориями. www. undp.kz.
  4. Международные природоохранные проекты в области сохранения биоразнообразия КР. www.caresd.net.
О НАСNABU
Филиал ОО “Союз охраны природы Германии (NABU)” в Кыргызской Республике
АДРЕСГде мы находимся?
https://nabu.kg/wp-content/uploads/2020/02/img-footer-map.png
МЫ В СОЦ СЕТЯХВсегда на связи
NABU — одна из самых крупных неправительственных организаций Германии в области охраны природы.
О НАСNABU
Филиал ОО “Союз охраны природы Германии (NABU)” в Кыргызской Республике
АДРЕСГде мы находимся?
https://nabu.kg/wp-content/uploads/2020/02/img-footer-map.png
МЫ В СОЦ СЕТЯХВсегда на связи
NABU — одна из самых крупных неправительственных организаций Германии в области охраны природы.

Все права защищены. Сайт разработан IPROFI.KG

Все права защищены. Сайт разработан IPROFI.KG